Московские новости,
2 ноября 2011 г.
Защита от кредита
1297 просмотров
Взаимоотношения банков и страховых компаний с частными клиентами будут регулироваться законом о защите прав потребителей. Соответствующие поправки подготовил в документ Роспотребнадзор. Если они будут приняты, у потребитетелей финансовых услуг значительно добавится аргументов в спорах с организациями, оказывающими услуги на финансовом рынке. Сегодня свои позиии таким потребителям приходится отстаивать в судах.
Проект поправок к закону «О защите прав потребителей» опубликован на сайте Минэкономразвития для оценки его воздействия на бизнес. Разработчиком документа выступает Роспотребнадзор. Его глава Геннадий Онищенко давно обвиняет банки в том, что те собирают с заемщиков лишние проценты и комиссии. Как пояснил собеседник «МН» в Роспотребнадзоре, около года назад правительство поручило профильным ведомствам разработать пакет мер по защите потребителей финансовых услуг. Помимо поправок к закону «О защите прав потребителя», Роспотребнадзором были разработаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие санкции за нарушения прав заемщиков. Еще два законопроекта — «О потребительском кредите» и поправки к закону «О банках и банковской деятельности» — должен был разработать Минфин.
Для распространения закона «О защите прав потребителей» на частных клиентов организаций, оказывающих услуги на финансовом рынке, в документ предлагается включить понятие «финансовая услуга». Это услуга, оказываемая кредитной или страховой организацией, а также услуга, в которой деньги используются не только в качестве платежного средства. Для финансовых услуг появляются и отдельные правила. Банкам запрещают оказывать дополнительные платные услуги, если потребитель не дал на это своего письменного согласия. Доказывать, что гражданин согласился, должен будет сам банк. Заемщик сможет отказываться от любых дополнительных условий договора, а если за допуслуги банк уже успел снять деньги без согласования с клиентом, то последний сможет потребовать их назад. У потребителя есть три года с момента заключения контракта, чтобы обратиться в суд и признать те или иные условия договора недействительными.
Законопроект стимулирует банки решать спорные вопросы с клиентами «по-хорошему», в досудебном порядке. Если же дело дойдет до суда и клиент его выиграет, то банку придется вернуть ему сумму иска, а также заплатить еще 50% от нее «за отказ удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке».
Сейчас заемщики выигрывают в судах менее чем в половине случаев. Конфликты кредиторов и заемщиков происходят постоянно. По данным Союза потребителей финансовых услуг, почти половина крупнейших розничных банков нарушает права клиентов. Так, банки отказываются предоставлять текст договора для изучения, мотивируя это внутренним регламентом. По нему такой документ выдается только после того, как клиент подал документы в банк и получил его одобрение на выдачу кредита. Отсюда возникает другая проблема — всевозможные комиссии, о которых заемщик узнает в последний момент, либо при невнимательном прочтении договора не подозревает вовсе. «Самые распространенные жалобы у нас — скрытые комиссии и навязанные условия, которые порой противоречат законодательству», — рассказывает председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.
Возможно, в поправках и не было бы необходимости, если бы существовала адекватная судебная практика. Периодически президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) делает обзоры судебной практики и выносит рекомендации, как надо трактовать законы. Так, осенью прошлого года ВАС уточнил, что нужно делать, если заемщик допустил просрочку по кредиту. Раньше банки использовали поступления от клиентов в таких случаях сначала на покрытие неустойки — процентов за просроченные платежи. ВАС указал, что сначала нужно погасить «тело» долга, а уже потом пени. В начале октября вышел масштабный обзор судебной практики, который поставил точку в еще нескольких спорных моментах. Например, правило, по которому судебные разбирательства должны проходить по местонахождению банка, было признано незаконным. Но не всегда это влияет на решение судей на местах. «Поправки станут дополнительным аргументом в пользу потребителей», — считает Аншаков.
Впрочем, представители банковского сообщества указывают, что ужесточение регулирования может обернуться как раз против клиентов банков. «Банки будут осторожнее выбирать заемщиков», — прогнозирует президент ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков. «Я боюсь, что на практике это может привести к тому, что банки будут подстраховываться и заставлять клиентов еще больше платить. Комиссий вроде бы не будет, но все они уйдут в проценты», — считает депутат Госдумы и финансовый омбудсмен Павел Медведев. При этом эксперт указывает, что некоторых необходимых поправок в проекте Роспотребнадзора пока нет. По словам Медведева, не хватает так называемого периода охлаждения, в течение которого заемщик может передумать и вернуть кредит обратно банку без каких-либо штрафов.
Александра ПОНОМАРЕВА
Вся пресса за 2 ноября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 июня 2025 г.

|
|
РБК.Приморье, 10 июня 2025 г.
За два года в Приморье в 8 раз сократилось число жалоб на ОСАГО

|
|
Российская газета-Верхняя Волга, 10 июня 2025 г.
На всякий случай

|
|
Stavropol.Media, 10 июня 2025 г.
Перевозчика привлекли к ответственности за отсутствие страховки на Ставрополье

|
|
Финмаркет, 10 июня 2025 г.
За 4 месяца средняя премия по годовым полисам ОСАГО снизилась на 5,3%, средняя выплата выросла на 17,4% - РСА

|
9 июня 2025 г.

|
|
Российский налоговый портал, 9 июня 2025 г.
В ГД одобрили законопроект о налоговом стимулировании инструментов сбережений

|
|
Интерфакс, 9 июня 2025 г.
В РФ создадут Центр развития искусственного интеллекта

|
|
raexpert.ru, 9 июня 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Страховая бизнес группа» на уровне ruА-

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 9 июня 2025 г.
Суд взыскал 137 млн рублей убытков с экс-руководителей страховщика «Спасские ворота-М»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Австралийцы под угрозой: как рост страховых премий и климатические катастрофы ставят под удар миллионы домовладений

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Молодёжь хочет простое и цифровое страхование: итоги опроса Insurance Europe и EYP

|
|
ПРАЙМ, 9 июня 2025 г.
В России снизилась средняя стоимость полиса ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Убытки перестраховщиков, связанные с ветровыми рисками в США и Европе, остаются стабильными

|
|
ТАСС, 9 июня 2025 г.
Сумма выплат по ОСАГО за январь-апрель 2025 года составила 71,7 млрд рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Медицинская страховка для путешественников: глобальные тренды и казахстанская реальность

|
|
investing.com, 9 июня 2025 г.
Страховая технологическая компания Slide нацелена на оценку более $2 млрд при IPO на Nasdaq

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Роль страхования в экологическом переходе: ключевые технологии и отрасли

|
|
Новости Воронежа, 9 июня 2025 г.
Средняя премия по ОСАГО в 2025 году снизилась, а выплаты выросли на 17%

|
 Остальные материалы за 9 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|